[Главная]::[Статьи]::[Фильмы]

                                                                                       СОННАЯ ЛОЩИНА (Sleepy Hollow)

США. 1999. 111 минут.
Авторы экранного сюжета Кевин Ягер и Эндрю Кевин Уокер
Автор сценария Эндрю Кевин Уокер по рассказу «Легенда о Сонной Лощине» Вашингтона Ирвинга
Режиссер Тим Бёртон
Оператор Эммануэль Любецки
Главный художник Рик Хайнрихс
Художники Кен Корт, Джон Декстер, Эндрю Николсон и Лесли Томкинс
Композитор Дэнни Элфмен
В ролях: Джонни Депп, Кристина Риччи, Миранда Ричардсон, Майкл Гэмбон, Каспер Ван Дьен, Джефри Джонс, Кристофер Ли, Ричард Гриффитс, Иэн Макдиармид, Майкл Гаф, Кристофер Уокен, Мартин Ландау.
Кассовые сборы - $98,7 млн. по состоянию на 5 марта 2000 года.

Мистический комикс
Эту новую работу известного американского режиссера Тима Бёртона многие сразу же сопоставляют, проведав о некоторых из его пристрастиях, с несколько наивными и аляповатыми по исполнению фильмами ужаса, которые создавала в 50-60-е годы английская компания «Хаммер». Однако немаловажно и то, что Бёртон с самого начала творчества в кино был прежде всего склонен к стилистике комикса и к чуть более страшной и мистической сказке, все-таки остающейся детской и непосредственной по своей природе. Вот и экранизация мистического рассказа «Легенда о Сонной Лощине» Вашингтона Ирвинга, классика американской литературы, получилась вполне комиксовой и сказочной - и весьма высокие прокатные результаты лишь подтверждают ее ориентацию именно на массовое восприятие, к чему Тим Бёртон вернулся после явно эстетского проекта «Эд Вуд» и чересчур сатирического фантастического фильма «Марс атакует!».
В «Сонной Лощине» (так, кстати, называется деревушка, куда прибывает из Нью-Йорка с целью расследования загадочных убийств молодой констебль Ичэбод Крейн, которого играет в третий раз снявшийся у Бёртона культовый актер Джонни Депп) режиссер подчас демонстративно снижает пафос таинственного и непостижимого, практически выставляя героя на посмешище. Он забавно боится всего, словно ежик, оказавшийся в тумане, и время от времени падает в обморок, будто впечатлительная барышня. Хотя тут же собирает свою волю в кулак и реабилитируется в глазах окружающих, в первую очередь - перед юной Катриной, в которую по приезде влюбился. Разумеется, в ленте наличествуют и леденящие кадры с проносящимся на коне безголовым всадником, рубящим с размаху головы, казалось бы, ни в чем не повинных жителей; страшит ретроспективная сцена гибели того, кто когда-то был не призраком, а человеком, все равно кровожадным человеком; пугают натуралистические детали его посмертных злодеяний... Но во всем этом тоже есть намеренный перебор, что вынуждает публику воспринимать ужасное со смехом. Инфернальная история превращается в «детскую страшилку», которая, конечно, должна пощекотать нервы, но самое главное - просто обязана доставить громадное удовольствие и слушателям-зрителям, и рассказчику, особенно довольному, что удалось по-настоящему увлечь, произвести неизгладимый эффект на собравшихся.
Между прочим, и визуальная сторона этой картины (неслучайно «Сонная Лощина» номинирована на «Оскары» по категориям «лучший оператор», «лучший художник» и «лучший художник по костюмам»), как и непременные спецэффекты, рассчитаны именно на восхищение - и почти все рецензии критиков начинаются как раз с преувеличенных восторгов по поводу красот фильма Тима Бёртона. Если уж честно, были куда более красивые ленты из разряда мистических сказок - допустим, «Легенда» Ридли Скотта, обруганная многими и провалившаяся в прокате. А Бёртон, будучи безусловным формалистом и любителем искусства для искусства, все-таки подвержен типично американскому «вирусу успеха». И когда широкого зрительского признания нет, болезненно переживает это.
Попытавшись определить, что же представляет из себя «Сонная Лощина», можно сказать, согласно методике американских критиков описывать произведения при помощи сопоставлений, что в новой работе этого режиссера повенчаны «Эдвард Руки-Ножницы» (городская печальная фантастическая сказка, кстати, с тем же Джонни Деппом в главной роли «парня не от мира сего») и визуально щедрый комикс «Человек-Летучая Мышь». Однако приятному во всех отношениях очередному творению Тима Бёртона не хватает главного - умного переосмысления легенд и мифов человеческого сознания, что в наиболее адекватной форме ему удалось (и, между прочим, без ущерба для кассы!) сделать только однажды в самом лучшем произведении «Человек-Летучая Мышь возвращается».
С.Кудрявцев

[Главная]::[Статьи]::[Фильмы]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Сайт создан в системе uCoz