СОННАЯ ЛОЩИНА (Sleepy Hollow)
США. 1999. 111 минут.
Авторы экранного сюжета Кевин Ягер и Эндрю Кевин Уокер
Автор сценария Эндрю Кевин Уокер по рассказу «Легенда о Сонной Лощине»
Вашингтона Ирвинга
Режиссер Тим Бёртон
Оператор Эммануэль Любецки
Главный художник Рик Хайнрихс
Художники Кен Корт, Джон Декстер, Эндрю Николсон и Лесли Томкинс
Композитор Дэнни Элфмен
В ролях: Джонни Депп, Кристина Риччи, Миранда Ричардсон, Майкл Гэмбон, Каспер
Ван Дьен, Джефри Джонс, Кристофер Ли, Ричард Гриффитс, Иэн Макдиармид, Майкл Гаф,
Кристофер Уокен, Мартин Ландау.
Кассовые сборы - $98,7 млн. по состоянию на 5 марта 2000 года.
Мистический комикс
Эту новую работу известного американского режиссера Тима Бёртона многие сразу же
сопоставляют, проведав о некоторых из его пристрастиях, с несколько наивными и
аляповатыми по исполнению фильмами ужаса, которые создавала в 50-60-е годы
английская компания «Хаммер». Однако немаловажно и то, что Бёртон с самого
начала творчества в кино был прежде всего склонен к стилистике комикса и к чуть
более страшной и мистической сказке, все-таки остающейся детской и
непосредственной по своей природе. Вот и экранизация мистического рассказа
«Легенда о Сонной Лощине» Вашингтона Ирвинга, классика американской литературы,
получилась вполне комиксовой и сказочной - и весьма высокие прокатные результаты
лишь подтверждают ее ориентацию именно на массовое восприятие, к чему Тим Бёртон
вернулся после явно эстетского проекта «Эд Вуд» и чересчур сатирического
фантастического фильма «Марс атакует!».
В «Сонной Лощине» (так, кстати, называется деревушка, куда прибывает из
Нью-Йорка с целью расследования загадочных убийств молодой констебль Ичэбод
Крейн, которого играет в третий раз снявшийся у Бёртона культовый актер Джонни
Депп) режиссер подчас демонстративно снижает пафос таинственного и
непостижимого, практически выставляя героя на посмешище. Он забавно боится
всего, словно ежик, оказавшийся в тумане, и время от времени падает в обморок,
будто впечатлительная барышня. Хотя тут же собирает свою волю в кулак и
реабилитируется в глазах окружающих, в первую очередь - перед юной Катриной, в
которую по приезде влюбился. Разумеется, в ленте наличествуют и леденящие кадры
с проносящимся на коне безголовым всадником, рубящим с размаху головы, казалось
бы, ни в чем не повинных жителей; страшит ретроспективная сцена гибели того, кто
когда-то был не призраком, а человеком, все равно кровожадным человеком; пугают
натуралистические детали его посмертных злодеяний... Но во всем этом тоже есть
намеренный перебор, что вынуждает публику воспринимать ужасное со смехом.
Инфернальная история превращается в «детскую страшилку», которая, конечно,
должна пощекотать нервы, но самое главное - просто обязана доставить громадное
удовольствие и слушателям-зрителям, и рассказчику, особенно довольному, что
удалось по-настоящему увлечь, произвести неизгладимый эффект на собравшихся.
Между прочим, и визуальная сторона этой картины (неслучайно «Сонная Лощина»
номинирована на «Оскары» по категориям «лучший оператор», «лучший художник» и
«лучший художник по костюмам»), как и непременные спецэффекты, рассчитаны именно
на восхищение - и почти все рецензии критиков начинаются как раз с
преувеличенных восторгов по поводу красот фильма Тима Бёртона. Если уж честно,
были куда более красивые ленты из разряда мистических сказок - допустим,
«Легенда» Ридли Скотта, обруганная многими и провалившаяся в прокате. А Бёртон,
будучи безусловным формалистом и любителем искусства для искусства, все-таки
подвержен типично американскому «вирусу успеха». И когда широкого зрительского
признания нет, болезненно переживает это.
Попытавшись определить, что же представляет из себя «Сонная Лощина», можно
сказать, согласно методике американских критиков описывать произведения при
помощи сопоставлений, что в новой работе этого режиссера повенчаны «Эдвард
Руки-Ножницы» (городская печальная фантастическая сказка, кстати, с тем же
Джонни Деппом в главной роли «парня не от мира сего») и визуально щедрый комикс
«Человек-Летучая Мышь». Однако приятному во всех отношениях очередному творению
Тима Бёртона не хватает главного - умного переосмысления легенд и мифов
человеческого сознания, что в наиболее адекватной форме ему удалось (и, между
прочим, без ущерба для кассы!) сделать только однажды в самом лучшем
произведении «Человек-Летучая Мышь возвращается».
С.Кудрявцев